Тип «М» XII Серии (Проект 40).
Модификации: проект РЕДО,
проект переоборудования ПЛ М-90,
проект 604 (тип "МЗ" XII серии),
проект переоборудования ПЛ М-92.
Поиск недостающей информации для раздела
1. Количество подводных лодок проекта: 46
2. Изображение проекта:
вид до переделки ограждения рубки
окончательный вариант
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИЙ: Завод №112 («Красное Сормово») (32) | ||||||
1 |
М-30 |
255 |
20.01.1938 |
05.10.1939 |
31.07.1940 |
до 15.11.1939 - М-61 |
2 |
М-31 |
258 |
31(03).08.1938 |
25.02.1940 |
31.10.1940 |
до 15.11.1939 - М-64 |
3 |
М-32 |
259 |
31.08.1938 |
26.02.1940 |
31.10.1940 |
до 15.11.1939 - М-65 |
4 |
М-33 |
260 |
31.08.1938 |
23.06.1940 |
18.12.1940 |
до 15.11.1939 - М-66 |
5 |
М-34 |
268 |
22.02.1939 |
23.06.1940 |
31.12.1940 |
до 15.11.1939 - М-67 |
6 |
М-35 |
269 |
22.02.1939 |
20.08.1940 |
31.01.1941 |
до 15.11.1939 - М-68 |
7 |
М-36 |
270 |
22.02.1939 |
20.08.1940 |
23.02.1941 |
до 15.11.1939 - М-69 |
8 |
9686 |
26.07.1937 |
25.01.1939 |
27.07.1939 |
27.10.1939 пер. в М-49 | |
9 |
9695/2 |
25.10.1937 |
28.04.1939 |
27.09.1939 |
15.11.1939 пер. в М-55 | |
10 |
9695/1 |
25.10.1937 |
13.06.1939 |
03.06.1940 |
15.11.1939 пер. в М-56 | |
11 |
9695/3 |
25.10.1937 |
28.08.1939 |
31.05.1940 |
15.11.1939 пер. в М-57 | |
12 |
253 |
20.01.1938 |
05.10.1939 |
31.07.1940 |
15.11.1939 пер. в М-59 |
|
13 |
254 |
20.01.1938 |
05.10.1939 |
31.07.1940 |
15.11.1939 пер. в М-60 |
|
14 |
М-96 (с 12.1939) |
9685 |
26(20).07.1937 |
20.07.1938 |
16.10.1939 |
до 12.1939 - М-98 |
15 |
М-97 (с 12.1939) |
9699 |
26(20).07.1937 |
20.07.1938 |
10.10.1939 |
до 12.1939 - М-99 |
16 |
301 |
30.09(10).1940 |
24.09.1942 |
10.02.1943 |
достройка в Молотовске |
|
17 |
302 |
30.10.1940 |
30.09.1942 |
20.02.1943 |
достройка в Молотовске |
|
18 |
303 |
30.10(09).1940 |
09(10).10.1942 |
15.03.1943 |
достройка в Молотовске |
|
19 |
304 |
30.10(09).1940 |
16.12.1942 |
24.06.1943 |
достройка в Мурманске |
|
20 |
305 |
30.10(09).1940 |
09.01.1943 |
20.07.1943 |
достройка в Мурманске |
|
21 |
275 |
25.10.1939 |
31.12.1940 |
03.07.1941 |
15.09.1953 пер. в ПЗС-18 |
|
22 |
276 |
25.10.1939 |
31.12.1940 |
30.06.1941 |
||
23 |
277 |
25.10.1939 |
31.12.1940 |
02.07.1941 |
15.09.1953 пер. в КБП-28 |
|
24 |
280 |
27.11.1939 |
07.05.1941 |
25.10.1941 |
||
25 |
281 |
27.11.1939 |
07.05.1941 |
20.09.1941 |
15.09.1953 пер. в КБП-29 |
|
26 |
282 |
27.11.1939 |
31.12.1940 |
15.10.1941 |
15.09.1953 пер. в ПЗС-19 |
|
27 |
287 |
29.10.1940 |
12.02.1941 |
28.10.1941 |
достройка в Николаеве |
|
28 |
288 |
29(20).10.1940 |
12.04.1941 |
28.10.1941 |
достройка в Николаеве |
|
29 |
292 |
28.05.1940 |
26.06.1941 |
22.10.1942 |
достройка в Баку |
|
30 |
289 |
28.01.1940 |
29.06.1941 |
08.11.1941 |
достройка в Николаеве |
|
31 |
290 |
28.05.1940 |
19.08.1941 |
10.04.1942 |
достройка в Баку |
|
32 |
291 |
28.05.1940 |
12.02.1941 |
31.10.1942 |
достройка в Баку |
|
ЛЕНИНГРАД: Завод №196 («Судомех») (14) |
||||||
33 |
91 |
27.06.1936 |
28.11.1937 |
21.06.1938 |
||
34 |
М-92 (c 03.1947) |
92 |
05.09.1936 |
04.08.1938 |
не вступала |
построена по проекту РЕДО
|
35 |
118 |
25.12.1938 |
11.09.1939 |
20.11.1939 |
22.07.1941 - погибла, поднята? |
|
36 |
119 |
25.12.1938 |
11.09.1939 |
20.11.1939 |
06.1942 - погибла, обнаружена |
|
37 |
М-98 (с 12.1939) |
120 |
22.06.1939 |
15.04.1940 |
10.07.1940 |
до 12.1939 - М-96 |
38 |
М-99 (с 12.1939) |
121 |
26.06.1939 |
15.04.1940 |
03.07.1940 |
до 12.1939 - М-97 |
39 |
136 |
15.05.1940 |
12.10.1940 |
05.12.1940 |
15.09.1953 пер. в КБП-30 |
|
40 |
137 |
31.05.1940 |
12.10.1940 |
05.12.1940 |
08.1941 - погибла |
|
41 |
88 |
10.09.1936 |
10.07.1937 |
11.12.1937 |
до 16.06.1939 - М-87
|
|
42 |
89 |
17.06.1936 |
23.07.1937 |
11.12.1937 |
до 16.06.1939 - М-88 |
|
43 |
90 |
27.06.1936 |
09.10.1937 |
22.06.1938 |
до 16.06.1939 - М-89 |
|
44 |
105 |
29.05.1937 |
12.10.1937 |
24.10.1938 |
до 16.06.1939 - М-91 |
|
45 |
106 |
29.05.1937 |
12.10.1937 |
29.09.1938 |
до 21.06.1939 - М-92 |
|
46 |
107 |
29.05.1937 |
12.10.1937 |
11.10.1938 |
до 16.06.1939 - М-93 |
Судя по данным Ковалева Э.А. и Фёдорова М.Р. о назначении командиров на ПЛ "М-29" (Авдашев В.И. 16.07.1939-26.10.1939), ПЛ "М-50" (Девятко А.Д. 16.07.1939-26.12.1939) и ПЛ "М-70" (Шомраков А.Е. 19.03.1938-17.10.1938), а также отсутствующих стапельных номерах ПЛ на заводе "Красное Сормово" (238-240, 256, 257, 261, 262 и 267), можно предположить, что существовали планирующиеся к постройке (изначально планировалось к постройке 50 ПЛ) или заложенные, но снятые с постройки ПЛ этой серии - "М-29", "М-50", "М-70" и возможно еще "М-37", "М-38" и "М-39". Однако есть вероятность, что это временные наименования серийных лодок при прохождении испытаний.
4. История проекта:
Параллельно с постройкой подводных лодок серии VI-бис, УВМС проработало вопрос увеличения главных размерений малых подводных лодок. Тщательные расчеты показали, что для безопасной перевозки на транспортере, с учетом прохождения закруглений железнодорожного полотна с наименьшим радиусом, мостов и тоннелей, длина корпуса малой лодки может быть увеличена на 20%, а ширина - на 10% по сравнению с лодками серии VI-бис, что, в свою очередь, увеличивало водоизмещение на 40%. В основу проекта новой малой ПЛ лег проект М-III, предложенный инженером Научно-исследовательского института военного кораблестроения (НИВК) П.И.Сердюком. Стремясь во чтобы-то ни стало избавиться от появления дифферента после выстрела, конструктор разместил торпедные аппараты в надстройке, по обеим сторонам рубки. Однако, учитывая мнение специалистов, П.И.Сердюк разработал второй вариант проекта М-III (по книге Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" - М-IV) с размещением торпедных аппаратов в носовой части корпуса. К этому времени ленинградский завод "Русский Дизель" модифицировал устанавливаемый на ПЛ типа "М" дизель 38К8 за счет увеличения диаметра поршней с 280 до 300 мм. Мощность, при сохранении старых габаритов, возросла с 685 до 800 л.с. при очень незначительном увеличении массы, поэтому новый вариант проекта М-III предусматривал установку именно этого двигателя.
23 августа 1934 г. начальник УВМС В.М.Орлов направил наркому обороны К.Е. Ворошилову доклад с указанием проектных ТТЭ малых лодок, предлагая утвердить эскизный проект малой подводной лодки М-III с носовым расположением торпедных аппаратов. После всех необходимых согласований, СТО 29 декабря 1934г. утвердил своим постановлением представленный проект М-III. После доработки силами ЦКБ-18 проекту присвоили условное обозначение "XII серия". Согласно судостроительной программе 1933-1938 гг. первоначально предполагалось построить 50 подводных лодок нового типа, 22 из которых планировалось отправить на Дальний Восток, по 14 - на Балтику и Черное море. Литера "М" для лодок XII серии расшифровывалась как "малая".
Серийная подводная лодка XII серии конструктивно состояла из прочного корпуса, легких оконечностей, проницаемой надстройки и рубки с ограждением. Набор прочного корпуса (длина 26,6 м, диаметр 3,3 м) образовывали круговые шпангоуты из стального уголка 90 х 60 х 8 мм (в районе центрального поста - 90 х 60 х 10 мм), со шпацией 500 мм. толщина листов обшивки составляла 8,5 мм (в районе центрального поста - 9 мм), плоские концевые переборки на 17 и 74 шп. (толщина 14 и 12,5 мм соответственно) отделяли прочный корпус от легких оконечностей. Прочная рубка (36 - 42 шп,) служила шахтой для входа - выхода личного состава и имела люк диаметром 650 мм. Носовая оконечность состояла из проницаемой части (0 - 9 шп.) и цистерны главного балласта (ГБ) № 1 емкостью 12,1 т (9 - 17 шп.); здссь же размещался цепной ящик. Аналогично компоновалась и кормовая оконечностк цистерна ГБ № 5 (74 - 84 шп., 13,2 т) и далее в корму - проницаемая часть. Цистерны ГБ № 1 и 5 имели усиленный набор (шпангоуты и бимсы из угольников 80 х 40 х 6 мм). Проницаемые части оконечностей состояли из шпангоутов (угольники 60 х 40 х 6 мм) и 3-мм обшивки. Дополнительную прочность носовой оконечности придавали форштевень из угловой стали 60 х 60 х 3 мм и вертикалъный киль из 5-мм стальных листов. В носовой части (4 - 9 шп.) проницаемой надстройки (стойки и бимсы из угольников 45 х 30 х 4 мм, обшивка 2,5 мм) находилась цистерна плавучести (3,7 т); набор и обшивка проницаемых частей оконечностей и надстройки имели двустороннее цинковое покрытие. Прочный корпус и рубка изготавливались из стали повышснного сопротивления Ст.5, остальные корпусные конструкции из Ст.З, ограждение рубки собиралось из 3-мм дюраллюминиевых листов.
Внутренний объем прочного корпуса разделялся тремя 5-мм плоскими (27, 55, 66 шп.) и двумя 12-мм сферическими (36, 45 шп.) переборками на шесть отсеков. I - торпедный, II - носовой аккумуляторный, III - центральный пост с боевой рубкой, IV - кормовой аккумуляторный, V - дизельный, VI - электромоторный. Причем центральный пост являлся отсеком-убежищем, его межотсечные переборки имели сферическую форму и рассчитывались на давление до 5 кг/см2. Остальные водонепроницаемые переборки - плоские, рассчитанные на давление 1 кг/см2. В плоских переборках для прохода личного состава из отсека в отсек имелись двери с тремя системами запоров. В повседневной обстановке двери просто захлопывались на защелку. По боевой тревоге они задраивались на клиновые запоры, которые обеспечивали герметичность, но при необходимости позволяли быстро их отдраить. В случае затопления смежного отсека дверь дополнительно могла быть обтянута с помощью винтовых запоров-барашков. В сферических переборках существовали круглые лазы, закрываемые крышками - получался как бы люк, повернутый на 90 гр. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный замок. Он позволял быстро задраить лаз поворотом одной рукоятки.
В первом отсеке находились цистерна пресной воды (1,06 т), казенные части торпедных аппаратов, аварийный пост управления носовыми горизонтальными рулями, носовая дифферентная (3,75 т), торпедо-заместительная (2,45 т) и провизионная (3,75 м3) цистерны; во втором отсеке, служившим жилым помещением командного состава, у кормовой переборки по правому борту находилась гидроаккустическая рубка, а бортовые выгородки образовывали цистерну ГБ № 2 (8,15 т); в третьем отсеке размещались центральный пост управления и радиорубка. Под палубным настилом располагались уравнительная цистерна (2,9 т) и цистерна быстрого погружения (1,8 т), побортно - цистерна ГБ № 3 (8,5 т). Следующий отсек отводился для экипажа, здесь же разместили гирокомпас, по бортам - цистерну ГБ № 4 (8,75 т); в пятом отсеке находились главный двигатель надводного хода, турбонасос, компрессор высокого давления, в трюме - масляные (0,8 т) и топливные (6,13 т) цистерны (предусматривался прием дополнительных 6 т топлива в цистерну ГБ № 4); в кормовом отсеке размещались гребной электромотор, трюмная помпа (производительность 15 т/ч) и кормовая дифферентная цистерна (2,53 т).
Балластные цистерны внутри прочного корпуса испытывали гидравлическим давлением 9 кгс/см2; в аварийной ситуации они могли продуваться сжатым воздухом на предельной глубине погружения. Весь объем ГБ (кроме цистерны № 3) заполнялся при переходе из надводного положения в позиционное за 15 с самотеком через кингстоны, имевшие пневманические и ручные аварийные приводы. При заполнении средней цистерны № 3 лодка за 15 с уходила на перископную глубину. Необходимый для всплытия запас сжатого воздуха (1,28 м3 при 200 кгс/см2) хранился в шести баллонах в первом отсеке и в двух по 410 л - в надстройке, запас воздуха пополнялся компрессором (производительность 16 л/мин, 225 кгс/см2), соединенным с коленчатым валом дизеля. При всплытии цистерна № 3 продувалась за 50 с, а в позиционном положении остальной балласт откачивался за борт центробежным турбонасосом (производительность 250 т/ч) за 14 мин. В качестве резервного средства осушения предусматривалось использование дизеля, приводимого в действие гребным электромотором и работающего как компрессор. Дифферентовка выполнялась с помощью отдельного ротативного насоса Д-4 (производительность 4 т/ч). Вода откачивалась через доковый киль, служивший главной осушительной магистралью.
В качестве главного двигателя надводного хода использовался 8-цилиндровый четырехтактный нереверсивный бескомпрессорный дизель 38К8 (мощность 800 л.с., частота вращения 600 об/мин) производства Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева, соединенный с линией вала фрикционной муфтой "Бамаг". В подводном положении гребной винт приводился в движение элехтромотором ПГ-12 (мощностью 400 л.с. при 450 об/мин); аккумуляторная батарея, состоящая из 56 элементов МЛ-2, общей массой 14,6 т, размещалась двумя группами в трюмах 2-го и 4-го отсеков. Аккумуляторные ямы закрывались разборными металлическими щитами, способными сохранить герметичность при давлении налитой воды 0,1 кгс/см2.
Основу вооружения составляли два торпедных аппарата (ТА) под парогазовые торпеды 53-38 калибром 533 мм (длина 7,2 м, скорость хода 44,5 уз, масса заряда 300 кг). Погрузка торпед производилась с воды через носовые крышки ТА краном, либо со специального плотика. Запасные торпеды не предусматривались; ннтервал между выстрелами составлял 2 с. На палубе надстройки находилось полуавтоматическое 45-мм орудие 21-К; на мостике в надводном положении устанавливался 7,62-мм пулемет М-1. Боезапас хранился в трюме центрального поста.
Лодки оснащались пассивной эхопеленгаторной гидроакустической станцией "Марс-8" производства германской фирмы "Атлас-Верке", позволяющей обнаруживать цели на дистанции до 60 кб без хода и 40 кб при движении. Визуальное наблюдение осуществлялось через зенитный перископ ПЗ-7 (высота подъема - 4,2 м) из центрального поста. Штурманское вооружение включало, кроме гирокомпаса ГУ VIII, два 127-мм магнитных компаса и электромагнитный лаг типа У.Ф. Средства связи состояли из коротковолнового передатчика "Бухта" (60 кВт) и приемников: коротковолнового "Куб-М" и длинноволнового "Дозор". Для отдыха подвахтенной части экипажа во 2-м и 4-м отсеках установили 14 коек; в торпедиом отсеке находился электрокамбуз.
Строительство первых подводных лодок XII серии началось на ленинградском заводе "Судомех" (с 1 января 1937 г.- завод № 196 Народного комиссариата оборонной промышленности, всего построено 14 ПЛ). Постройка велась секционным методом, то есть прочный корпус формировался из отдельных секций. При этом какой-либо перестройки производства не потребовалось - верфь располагала всеми необходимыми производственными мощностями и штатом высококвалифицированных специалистов. Задержки возникали, главным образом, из-за несвоевременных поставок контрагентами комплектующих узлов и деталей. Работы возглавляли опытные строители И.П. Леонов, Е.П. Корсак, А.А. Пономарев, А.М. Седин, А.В. Угрюмов и другие. Ответственным представителем ЦКБ-18 назначили инженера-конструктора В.И. Яковлева.
Хотя головной ПЛ новой серии официально считалась М-87,
первой заложили М-88. Ходовые испытания в целом подтвердили
спецификационные элементы. За счет конструктивных мер на подводной лодке XII
серии удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с прежними «М» сериями. В числе главных
изменений следует выделить:
- сокращение времени погружения в подводное положение
при заранее открытых кингстонах и заполненной цистерне быстрого погружения с 80
до 47 с;
- сокращение времени продувания цистерн главного балласта
в перископном положении до 3 минут;
- увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания с 1065 до 3380 миль;
- возросшее заглубление лодки в перископном положении;
- надежность эксплуатации судовых систем;
- улучшение обитаемости.
К числу выявленных недостатков относились:
- повышенная шумность дифферентовочного насоса Д-4;
- вибрация перископа на полном ходу в подводном положении;
- в отдельных случаях - большое время продувания цистерны быстрого погружения (40 с вместо 10-15);
- стук кормовой кулачковой муфты и искрение глушителя.
С таким недостатком как сильное зарывание носовой части на волнении приходилось мириться. Приемная комиссия (председатель капитан 1 ранга М.В. Лошманов) отмечала, что системы и механизмы на лодках XII серии отличаются простотой и надежностью и могут быть освоены в кратчайщис сроки. 25 декабря 1937 г. головные подводные лодки XII серии - М-87 и М-88 - вступили в строй. Вскоре после этого, 28 января 1938 г. командир 3-й бригады подводных лодок КБФ капитан 1 ранга А.А. Пышнов направил Военному совету флота рапорт, в котором указывал, что при данной конструкции ограждения рубки управление подводной лодкой XII серии в надводном положении при волнении свыше 4-х баллов становится невозможным из-за сильного заливания. 17 февраля на совещании в ЦКБ-18 под председательством Б.М. Малинина рассмотрели новый вариант ограждения. Иэменения выразились в следующем: площадку рулевого вместе с фальшбортом подняли на 1,2 м, а кормовую часть мостика оградили стационарными поручнями. Предварительные испытания в опытовом бассейне, проведенные в ЦНИИ-45 (в настоящее время - ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова) инженером Я.Е. Евграфовым показали, что новая форма ограждения рубки увеличивает сопротивление в подводном положёнии только на 2-3%, уменьшая остойчивость на 0,5 см. 20 апреля 1938 г. начальник 2-го Главного управления Народного комиссаритата оборонной промышленности (НКОП) А.М. Редькин утвердил протокол совещания в ЦКБ-18. Переделку ограждений рубок на первых пяти лодках завод № 196 производил по дополнительному наряду УК ВМФ, на остальных - до предъявления лодок к испытаниям. Только на опытной подводной лодке С.92 ограждение рубки осталось без изменений.
Учитывая высокое качество сборки, дирекция завода считала излишним испытывать прочные корпуса в док-камере. С целью проверки прочности цельносварных конструкций 16 октября в районе Гогландского плеса подводную лодку М-91 опустили на гинях спасательного судна "Коммуна" на глубину 30 м. На борту лодки находились 8 человек из числа членов экипажа и заводских специалистов. В ночь с 16 на 17 октября спуск повторили, на этот раз без людей, на глубину 70 м. Лодка успешно выдержала испытания, и с этого времени на заводе перешли к гидравлическим испытаниям путем налива воды в отсеки. В среднем, срок постройки ПЛ составлял от года до полутора лет, что, в общем, соответствовало уровню советского предвоенного подводного кораблестроения.
Летом 1937 г. началась постройка подводных лодок XII серии в Горьком на заводе № 112 НКОП ("Красное Сормово", построено 32 ПЛ). Руководили производственным циклом начальники корпусного и монтажного участков П.П. Маркушев и П.Н. Светлов, строитслями назначили Н.М. Бекова, В.А. Колотилыцикова и Н.А. Третьякова. Из-за нехватки стапельной площади ПЛ строили сериями по 3 единицы, первую из которых (М-57, М-96 и М-97) задожили 26 июля 1937 г. Строительство велось, также как и в Ленинграде, секционным способом, но, из-за недостаточной высоты пролета сборочного цеха, прочные корпуса и рубки приходилось испытывать в док-камере раздельно и соединять их перед спуском на воду. Лодки, предназначенные для КБФ, сначала спускали на воду, а затем устанавливали в буксируемые плавучие доки.
К началу Великой Отечественной войны часть ПЛ серии находилась в постройке. Девять ПЛ были сданы флоту в 1941 году, три ПЛ достроены и сданы в 1942 году и пять ПЛ - в 1943 году. Последней из ПЛ XII серии вошла в строй ПЛ М-108 (24 августа 1943 года).
ПЛ М-171 была модернизирована по проекту 604 (МЗ – XII) и использовалась как минный заградитель. ПЛ С.92 (Р-1, позже М-92) использовалась как опытный корабль для испытания новых единых двигателей. ПЛ М-90 кратковременно переоборудовалась для плавания в ледовых условиях.
Боевые качества, вложенные в корабли XII серии при их создании, подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Четыре подводные лодки XII серии за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две награждены орденами Красного Знамени, а М-172 удостоена звания гвардейской Краснознаменной. Командирам подводных лодок XII серии М.В. Грешилову. Я.К. Иосселиани, А.Н. Кесаеву, В.Г. Старикову, И.И. Фисановичу и М.И. Хомякову были присвоены звания Героев Советского Союза.
Дальнейшим развитием проекта стали ПЛ типа "М" XV серии (проект 96), которые считались лучшими малыми ПЛ советского ВМФ.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный чертеж (214 Кб)
Подробная схема. Укрупненный чертеж (87,2 Кб)
1 - форштевень; 2 - проницаемая часть; 3 - цепной ящик; 4 - торпедные аппараты; 5 - кингстон цистерны главного балласта;
6 - вьюшка швартовного троса; 7 - брашпиль; 8 - стрельбовой баллон; 9 - камбуз; 10 - баллоны воздуха высокого давления;
11 - водомер носовой дифферентной цистерны; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - противовсплытная цистерна торпедной стрельбы;
14 - кнехты; 15 - аварийный телефонный буй; 16 - выгородка для шкиперских принадлежностей; 17 - 45-мм орудие;
18 - клапан вентиляции цистерны главного балласта; 19 - аккумуляторная яма; 20 - койки; 21 - койки-диваны; 22 - рубка гидроакустики;
23 - каюта командира; 24 - распределительный щит сети освещения; 25 - рундуки; 26 - кранец первых выстрелов; 27 - снарядный погреб;
28 - ящик с патронами; 29 - цистерна быстрого погружения; 30 - уравнительная цистерна; 31 - колонка воздуха высокого давления;
32 - трап; 33 - штурманский стол; 34 - радиорубка; 35 - станция аварийного продувания цистерн главного балласта;
36 - штурвальные тумбы горизонтальных рулей; 37 - электро вентилятор вдувной вентиляции; 38 - лебедка перископа;
39 - шахта перископа; 40 - агрегат радиостанции; 41 - радиовводы; 42 - гирокомпас, 43 - табуреты (разножки); 44 - надводный гальюн;
45 - клапан подачи воздуха к дизелям; 46 - осушительный центробежный насос Р-130; 47 - дизель 38К8;
48 - носовая разобщительная муфта "Бамаг"; 49 - переборочный сальник; 50 - гребной электродвигатель;
51 - кормовая разобщительная муфта; 52 - упорный подшипник "Митчеля"; 53 - газоотвод дизеля; 54 - баллон пускового воздуха;
55- масляный насос; 56 - масляный холодильник; 57 - электровентилятор вытяжной вентиляции; 58 - топливная цистерна;
59 - глушитель газоотвода дизеля; 60 - входной люк; 61 - кислородные баллоны; 62 - кормовая дифферентная цистерна;
63 - цистерна главного балласта; 64 - трюмный поршневой насос ТП-18;
65 - электродвигатель трюмного насоса и компрессора воздуха высокого давления; 66 - компрессор воздуха высокого давления;
67 - мортира гребного вала и дейдвудный салыник; 68 - гребные винты; 69 - вертикальный руль;
70 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 71 - кормовые горизонтальные рули; 72 - ограждение вертикального руля;
73 - кильватерный огонь; 74 - леерная антенна; 75 - оттяжки леерной антенны; 76 - леерное ограждение;
77 - трубопровод подачи воздуха к дизелям; 78 - шахта подачи воздуха к дизелям; 79 - шахта батарейной вентиляции; 80 - флагшток;
81 - боевая рубка; 82 - зенитный перископ; 83 - сигнальная мачта; 84 - прожектор; 85 - пулемет;
86 - иллюминаторы в ограждении рубки; 87 - магнитный компас; 88 - машинный телеграф; 89 - указатель вертикального руля;
90 - провизионная цистерна; 91 - привод носовых горизонтальных рулей; 92 - ограждение носовых горизонтальных рулей;
93 - носовые горизонтальные рули; 94 - доковый киль; 95 - привод кингстона цистерны быстрого погружения;
96 - цистерна циркуляционного масла; 97 - подводный гальюн..
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 206 (203) т
подводное - 256 (254)т
скорость в надводном положении - 14 узлов
в подводном положении - 8,22 (7,8) узлов
дальность плавания в надводном положении - 3440 (9)миль
в подводном положении - 110 (2,8)миль
экипаж - 20 (22) человека.
размерения - 44,5х3,3х2,58 м
вооружение 533мм НТА - 2 шт.
орудие 21-К 45мм - 1 шт.
автономность - 10-15 суток.
глубина погружения - до 60 м.
мощность: дизеля - 800 л.с.
электромотора - 400 л.с.
7. Источники:
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945. ч.3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения. т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Рисунок Очередина В.Б. из книги Игнатьева Э.П. "Подводные лодки XII серии".
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018